www.dalnegorsk.ru
Новости Администрации города Решения Думы ДГО
This is an example of a HTML caption with a link.
: : Разделы сайта : :
: : Календарь : :
«    Апрель 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930 
: : Друзья : :

Обратная связьСвязь с администрацией

: : Это интересно : :

Аэропорты Дальнегорска и Кавалерово были основаны 70 лет назад 70 лет назад, 1 ноября 1943 г приказом начальника Дальневосточного управления гражданской авиации в приморских поселках Кавалерово и Тетюхе (ныне г.Дальнегорск) были образованы аэропорты местных воздушных линий. Однако причиной их появления стало не развитие пассажирских перевозок.



Память о боевом братстве 95 лет назад, в октябре 1922 года, из Приморья за рубежи Родины эвакуировались остатки белогвардейских войск, беженцы из центральной России, политические эмигранты. Так завершилась Гражданская война на Дальнем Востоке. События тех давних лет до сих пор не до конца раскрыты и оценены. Слишком много утеряно, не было задокументировано либо скрывалось по политическим соображениям. Усилиями ольгинских краеведов и Ассоциации корейских организаций в Приморском крае были восстановлены и представлены общественности 35 имен русских и корейских партизан, участвовавших и погибших в тех давних боях. Среди них – тетюхинец Фрол Лавренов, третий номер пулеметного расчета, погибший во время атаки каппелевцев в ноябре 1921 года.

К нам приплыли сивучи! Дальнегорский дайвер и подводный фотограф Андрей Шпатак встретил и сфотографировал на побережья Японского моря крупных морских животных, морских хищников сивучей.
Вот как он сам описывает встречу:

Судьба кораблей-близнецов

Корпуса первых русских клиперов еще можно сохранить для истории
Корпуса первых клиперов русского военного флота «Джигит» и «Наездник», служивших в Приморских водах, сохранились до сих пор. Но им грозит разрушение.
Эти клиперы-близнецы были заложены на одной верфи в один день, спущены на воду с разницей в три недели, затем служили в дальневосточных морях, совершили кругосветное плавание, и погибли в один день. Ныне их корпуса покоятся на дне Балтики, на Малом Транзундском рейде, в нескольких сотнях метров друг от друга. Артефакты, поднятые с «Джигита» и «Наездника», бесспорно, могли бы украсить экспозицию любого приморского музея.

Судьба кораблей-близнецов

Клипер "Джигит"


В ходе Крымской войны, воевавшие против России Англия и Франция посылали на Дальний Восток в 1854-55 годах мощные эскадры (до 26 военных кораблей). Уже тогда Правительство России осознало необходимость содержать в Дальневосточных морях собственный современный боеспособный военный флот, иначе очень скоро русские первопроходцы будут истреблены и вытеснены из этих мест. Еще не успели отгреметь последние залпы Крымской войны, а на стапелях всех имевшихся в то время верфей закладываются целые серии современных парусно-винтовых кораблей: транспортов, корветов. Тогда же была построена первая серия нового для российского флота класса кораблей - клиперов.
Первая серия клиперов для российского флота была построена в 1855-1857 годах в Архангельске. Спроектировали корабль капитан 2 ранга И. А. Шестаков и корпуса корабельных инженеров поручик А. А. Иващенко. Строителями корпусов стали штабс-капитан П. И. Митрофанов, и поручик В. П. Василевский, офицеры корпуса корабельных инженеров.
В серию вошло шесть клиперов: «Разбойник», «Джигит», «Пластун», «Стрелок», «Опричник» и «Наездник». Это были небольшие деревянные (из лиственницы) трехмачтовые корабли, водоизмещением по 615 т. Длина их составляла 46,3 м, ширина с обшивкой - 8,5 м, осадка в носу 3,3, в корме - 3,9 м. На первые клиперы ставились отечественные паровые машины Ижорского завода. Машины позволяли клиперам развить ход от 8 до 9 узлов. Несмотря на небольшие размерения, все корабли этого типа совершили дальние плавания на Дальний Восток для защиты интересов России в этом регионе. Серия получилась настолько удачной, что их имена получили парусно-винтовые клипера четвертой серии, выстроенные в 1875-1880 годах.
19 сентября (по старому стилю) 1857 года, «Джигит», напутствуемый Императорской семьей, оставил Кронштадтский рейд в составе отряда парусно-винтовых судов, который впоследствии получил название 1-го Амурского отряда судов. Начальником отряда был назначен капитан I ранга Дмитрий Иванович Кузнецов, а в состав, помимо «Джигита» вошли недавно выстроенные, только-только прошедшие все ходовые испытания: корветы «Воевода» «Новик», «Боярин» и клиперы «Пластун», «Стрелок». Им предстоял сложнейший переход через три океана к месту службы в Японском море. Этот переход занял почти год.
«Наездник» совершил переход на Дальний Восток самостоятельно, в одиночку, стартовав в дальнюю дорогу 24 августа 1859 года. Со временем все первые российские клипера послужили на Тихом океане. Экипажам кораблей предстояло совершить не просто тяжелые рейсы, не только отслужить несколько лет вдали от обжитых мест, но и сделать массу географических открытий, навечно вписав имена своих кораблей и фамилии членов команд на географическую карту мира.
Из всех клиперов первой серии наиболее трагично сложилась судьба у «Опричника» и «Пластуна». Они погибли, возвращаясь после службы в дальних морях.
«Опричник» со всей командой затонул в Индийском океане, по всей видимости, попав в сильный шторм между Зондским проливом и Мысом Доброй Надежды. К такому выводу пришли в специально созданной комиссии. А главным доказательством стала выписка из судового журнала французского корвета «Laplace»:
«Русская канонирская лодка «Опричник» вышла из Батавии во вторник 10 декабря 1861 г., а корвет «Laplace» 11-го; по выходу из Зондского пролива 12 числа, в 7 1/4 часов утра «Опричник» был виден под парусами, корвет же «Laplace» был еще под парами и вскоре потерял его из виду. Зондский пролив прошли ночью и взяли курс на SW 45° и первый обсервованный пункт в полдень был в широте 7°58' S, долготе 101°20'0 от Парижа. Русское судно было вблизи и при легком ветре держало более к северу. С тех пор его более не видали… поэтому приходится почти с достоверностью убедиться в грустном факте, что действительно «Опричник» погиб в Индийском океане, в широте около 22° S, долготе около 67 1/4°, с 25 на 26 декабря 1861 г., попав в центр урагана».
Морской сборник, №5 1863 г., Стр. 229-230
Несколькими месяцами раньше, результате морской трагедии погибло более половины экипажа «Пластуна». Отслужив почти три года в дальних морях, «Пластун» вначале 1860 года отправился в родной Кронштадт. Однако буквально на последнем переходе корабль погиб, унеся на дно больше половины экипажа. Вот как об этом сообщалось:
«16 августа отряд вышел из Копенгагена. На ходу под парусами, со скоростью 10 узлов, 18 августа, в 5 час. 8 мин. пополудни, последовал на клипере «Пластун» пороховой взрыв в крюйт-камере и после того клипер, пробыв на воде не более 3-х минут, пошел ко дну. Несчастье это совершилось в широте 57°45' N, долготе 20°5' О от Гринвича, на глубине по карте 70 сажен. При этом погибли командующей клипером лейтенант барон Дистерло, лейтенант Розенберг, лейтенант Гаврилов, мичман Леман, прапорщики корпуса штурманов Евдокимов и Кочетов, вольный механик Гольм и 68 нижних чинов. Для подания помощи погибавшим, были спущены немедленно с корветов «Рында» и «Новик» 3 катера, вельбот и четверка, которыми спасены: лейтенант Литке, мичмана Кнорринг и Березин, врач Иогансон и 31 чел. нижних чинов.»
«Обзор заграничных плаваний военных судов русского военного флота с 1850 по 1868 год». Том 1 стр. 320.
Честно отслужив родине, братья-близнецы клиперы «Джигит» и «Наездник», благополучно вернулись на Балтику, где по нескольку лет отстояли у причальных стенок в ожидании капитального ремонта. Однако в то время Россия строила уже броненосные военные корабли и средств на ремонт ветеранов флота не хватило. 2 июля 1869 года корабли сослужили последнюю службу флоту. Их использовали в качестве мишеней на маневрах Балтийского флота. «Наездник» был подорван буксируемой миной, а «Джигит» затоплен артиллерийским огнем.

Судьба кораблей-близнецов

Корпус клипера "Джигит" на локаторе.


Корпус клипера «Наездник» был случайно обнаружен на Малом Транзундском рейде 8 июля 1995 года подводно-археологической экспедицией общества «Память Балтики».
В 900 метрах от него несколько позднее был обнаружен корпус «Джигита». Оба корпуса находятся в хорошем состоянии, на ровном киле, на глубинах 13-14 метров. Правда, корма «Наездника» разрушена. Оба корпуса, по словам специалистов, пригодны для подъема и реставрации. А «Джигит» и вовсе не имеет серьезных видимых повреждений.
«Оба борта, все палубы, форштевень с княвдигедом и ахтерштевень с рулем в хорошем состоянии, - описывают его состояние подводные археологи, - сохранились все палубные люки. Корпус обит медными листами. Сохранились цифры отметки заглубления. Учитывая, что палуба не взломана, а из отверстия дейдвуда выходит муфта валопровода, можно предположить, что в машинном отделении сохранилась паровая машина и паровые котлы. Сохранилась одна кормовая шлюпбалка правого борта и в носу – якорный канат, уходящий на грунт (якорь не найден). Частично разрушен фальшборт – на палубе лежат обломки», - сообщают исследователи из общества «Память Балтики». Впрочем, они тут же замечают: «Скорее всего, корпуса ждет уничтожение поскольку они лежат в пределах указанного на гидрографических картах квадрата якорной стоянки на Малом Транзундском рейде, но не обозначены на картах. В связи со строительством в этом районе нового нефтяного терминала компании «Лукойл» корабль ждет незавидная судьба быть разрушенным якорями и винтами танкеров».

Роман Тарасов



* * *


Названия географических пунктов в Приморье, получившие имена в честь первых клиперов Российского флота:
Джигит, бухта. Вдается в СЗ берег зал. Рында между мысами Асташева и Егорова. В 1856 нанесена на карту эк.англ.фрегата «Пик» («Pique») и франц. фрегата «Сибилла» («Sibylle»). В 1859-60 обследована экипажем клипера «Джигит» и названа в честь своего корабля.

Разбойник, бухта. Вдается в СЗ берег залива Стрелок между мысами Абрек и Низкий. Обследована и названа в 1862 экипажем клипера «Разбойник» в честь своего корабля.
Разбойник, поселок. На сев. берегу бухты Чажма. В 1867 временно был развернут военный пост. Поселок образован не позже 1905. Назван по б. Разбойник.
Опричник, залив. Вдается в СЗ берег Японского моря между мысами Рифовый и Сигнальный. Назван не позже 1865 в честь клипера «Опричник».
Стрелок, залив. Вдается между мысами Гембачева и Майделя в СВ части залива Петра Великого. Описан и назван в 1859 экипажем клипера «Стрелок» в честь своего корабля.
Стрелок, мыс. Восточный входной мыс бухты Абрек и западный входной мыс бухты Безымянная. В 1972 переименован в мыс Стрелок. До 1972 - Юнши (Корявый).
Стрелок, поселок. На восточном побережье Уссурийского залива. Основан в 1906/1903 эстонскими переселенцами с Моонзундского архипелага (Лифляндия) под названием деревня Линда. В 1972 переименован в поселок Стрелок по заливу Стрелок.
Пластун, бухта. Вдается в западный берег залива Рында между мысами Асташева и Якубовского. Нанесена на карту в 1856 г. Экипажем английского фрегата «Пик» («Pique») и французского фрегата «Сибилла» («Sibylle»). Тогда же названа бухтой Сибилы. В 1859 описана и переименована экипажем клипера «Пластун» в честь своего корабля.
Пластун, рабочий поселок. На СЗ берегу бухты Пластун. Образован в 1903.
Наездник, бухта. Вдается в ЮЗ берег острова Аскольд между мысами Елагина и Кошелева. Описана в 1859 экипажем клипера «Стрелок». В 1862 экипажем клипера «Разбойник» названа в честь клипера «Наездник».

* * *

Кроме того, на карте морского побережья Приморья более 30 географических пунктов названы в честь членов экипажей клиперов.

 

  • Краеведы нашли бомбу XIX века
  • Мыс Пещурова
  • Миноносец 208
  • Эвакуация белых из Ольги. 1920 год
  • Восстановлен исторический крест
  • Добавление комментария
    Включите эту картинку для отображения кода безопасности
    обновить, если не виден код
    Введите проверочный код в форму.
    Если символов не видно, нажмите на картику для её обновления.