www.dalnegorsk.ru
Новости Администрации города Решения Думы ДГО
This is an example of a HTML caption with a link.
: : Разделы сайта : :
: : Календарь : :
«    Апрель 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930 
: : Друзья : :

Обратная связьСвязь с администрацией

: : Это интересно : :

Аэропорты Дальнегорска и Кавалерово были основаны 70 лет назад 70 лет назад, 1 ноября 1943 г приказом начальника Дальневосточного управления гражданской авиации в приморских поселках Кавалерово и Тетюхе (ныне г.Дальнегорск) были образованы аэропорты местных воздушных линий. Однако причиной их появления стало не развитие пассажирских перевозок.



Память о боевом братстве 95 лет назад, в октябре 1922 года, из Приморья за рубежи Родины эвакуировались остатки белогвардейских войск, беженцы из центральной России, политические эмигранты. Так завершилась Гражданская война на Дальнем Востоке. События тех давних лет до сих пор не до конца раскрыты и оценены. Слишком много утеряно, не было задокументировано либо скрывалось по политическим соображениям. Усилиями ольгинских краеведов и Ассоциации корейских организаций в Приморском крае были восстановлены и представлены общественности 35 имен русских и корейских партизан, участвовавших и погибших в тех давних боях. Среди них – тетюхинец Фрол Лавренов, третий номер пулеметного расчета, погибший во время атаки каппелевцев в ноябре 1921 года.

К нам приплыли сивучи! Дальнегорский дайвер и подводный фотограф Андрей Шпатак встретил и сфотографировал на побережья Японского моря крупных морских животных, морских хищников сивучей.
Вот как он сам описывает встречу:

Мыс Пещурова

Пещурова, мыс. Выступает от западного берега залива Ольги. Нанесен на карту и назван в 1857 экипажем парохода-корвета "Америка" по фамилии А.А. Пещурова.
Пещуров - классический служака. Прошел путь от гардемарина до управляющего Морского министерства. Первые шаги карьеры прошел на Дальнем Востоке, а первый географический пункт получил его имя, когда Пешурову было всего 23 года. Но Пещуров этот аванс отработал вполне. Вот лишь один из эпизодов его карьеры.
В 1855 году англо-французская эскадра в составе 26 военных кораблей прибыла к берегам Камчатки с тем, чтобы штурмовать и захватить местные берега, выжечь русские селения, а самих русских навсегда выселить из этих мест. Годом ранее англичане и французы уже штурмовали эти берега, но потеряв около 450 человек, отступили.
В начале 1855 года русским командованием было принято решение эвакуировать Петропавловск на берега Амура ввиду большого перевеса сил в пользу противника, что успешно и было сделано в мае. Противник пытался перехватить русских флот, но не сумел утопить ни одного русского судна. Эти неудачи так взбесили командование союзного флота, что стали даже причиной специального разбирательства в английском парламенте в феврале 1856 года. Английских адмиралов Чарльза Эллиота и Чарльза Форсайта в английской прессе назвали «трусами, неспособными отличить фрегат от транспорта» и «адмиралами, боящимися запаха пороха». В 1855 году «Таймс» вынуждена была написать: «Русская эскадра под командой адмирала Завойко переходом из Петропавловска в Де-Кастри и потом из Де-Кастри нанесла нашему британскому флагу два чёрных пятна, которые не могут быть смыты никакими водами океанов во веки веков».
К 1855 году русский военный флот насчитывал в этих местах три военных корабля: корвет «Оливуца» и фрегаты «Аврора» и «Паллада». Шедший им на выручку фрегат «Диана» был выброшен волной цунами в японском порту Симода. Его экипаж построил шхуну "Хеда", на которой пустился в плавание к берегам Камчатки, а затем - Амура.
В ходе этого путешествия «Хеда» дважды встречалась с неприятельским судами, но сумела ускользнуть от противника.
Вот как описал эти события адмирал Г.И Невельской:
«27 мая я получил сведение с мыса Лазарева, что…что фрегат «Диана» погиб в Японии. Вместе с тем я получил известие, что к мысу Лазарева с 150 человеками команды фрегата «Диана» пришёл на купеческом судне капитан 2-го ранга С. С. Лесовский, что адмирал Путятин выстроил в Японии шхуну «Хеда» и разместил команду фрегата на этой шхуне и двух зафрахтованных им для этой цели купеческих американских кораблях. На одном из этих кораблей начальником был С. С. Лесовский, а на другом Мусин-Пушкин, сам же адмирал Е. В. Путятин с капитаном 2-го ранга К. Н. Посьетом поместился на шхуне «Хеда»… Адмирал Е. В. Путятин на шхуне «Хеда» пошел из Японии так же в Петропавловск и, не найдя там наших судов, направился в Татарский пролив; по пути он зашёл в Императорскую Гавань, где узнал, что наша эскадра ушла в лиман, и немедленно туда же последовал, счастливо избежав, благодаря туману, неприятельских крейсеров, блокировавших берега Татарского пролива. У одного из неприятельских судов шхуна «Хеда» в густом тумане прошла под кормой…»
В этом путешествии на борту «Хеды» находился и А.А. Пешуров. Позже он описал события на страницах журнала «Морской сборник».

Шхуна «Хеда» в татарском проливе

Читателям Морского Сборника известны уже главные обстоятельства, сопровождавшие плавание немногих Русских на японской шхуне «Хеда» и троекратную встречу их с неприятельскими судами; («Морской сборник» №1 1856 г. стр. 188-202) мне, как соучастному, остается только рассказать о некоторых подробностях последней ночной гонки шхуны «Хеда» с английским отрядом на водах Татарского пролива.
26 Мая, вечером, неотвязчивый туман, сопровождавший нас от Петропавловска, рассеялся и шхуна находилась на просторе при выходе из Лаперузова пролива, тихонько пробираясь к северу. Курс наш пролегал между островом Монерон и западным берегом Сахалина. Теплый весенний вечер, такой какого не видал экипаж «Хеда» со времени оставления берегов Японии, вызывал на верх отогреться после нескольких недель непогоды и долго удерживал там наше немногочисленное общество.
По мере того, как гасла вечерняя заря и стройный ряд Сахалинских возвышенностей; на время оживленный ее золотистым светом, принимал свой обычный мрачный видь, ветер стихал и шхуна едва покачивалась на вершинах усталых валов, в которых игриво отражался силуэт ее рангоута и парусов. Природа засыпала и, увлеченные е примером, мы разошлись по своим незатейливым но удобным койкам.
В полночь я вышел на вахту и, приняв её от своего предшественника, с лаконическими словами: «начинает задувать», стал ходить взад и вперед по палубе. Действительно со стороны Сахалина веяло холодком и распущенные паруса мало по малу наполнялись, а между тем из-за берега показывалось бледное полукружие луны. Северная половина горизонта была покрыта непроницаемою мглою, и по всему видно было, что равновесие атмосферы должно нарушиться в нашу пользу.
Около половины первого часа осторожный призыв вахтенного унтер-офицера привел меня на бак и по направлению подветренной скулы я мог ясно различить темное пятно, постепенно увеличивавшееся и наконец превратившееся в трехмачтовое судно. Шхуна изменила курс на румб вправо, чтобы избегнуть столкновения с нежданным гостем, который второпях вынес яркий фонарь и выставил его на своих грот-вантах. Движения обоих судов производились молча; мы, как выше сказано, привели к ветру, а встретившееся судно спустилось и продолжало путь мимо нашего подветренного борта, в расстоянии какого-нибудь кабельтова (0,1 морской мили, примерно 180 метров), так что можно было ясно различать движущиеся фигуры.
Излишне говорить, что это неожиданное обстоятельство вызвало на верх Адмирала и Офицеров, а также поставило на ноги всю команду, которой однако же приказано было спуститься вниз - во первых, для доставления шхуне лучшего хода, а во вторых и для того, чтобы многолюдством прямо не выказать, что шхуна наша не может быть купеческим судном. Незваный гость прошел за корму, привел в бейдевинд и, поворотивши в кильватер, открыл за нами погоню.
Ветер из легких порывов перешел в довольно ровный, и погнал нас узлов по девяти, расширяя вместе с тем и горизонт к северу, на котором вскоре показалось еще два судна, одно двухмачтовое, а другое - трехмачтовое большое, по видимому Фрегат (как это и подтвердилось полученными в Амуре сведениями); последнее было для нас самое безопасное, так как оно находилось далеко под ветром у всех остальных.
Положение наше при этой неожиданной встрече было весьма критическое - надежды укрыться у Сахалинского берега не было, по его отдаленности и приглубости а еще более потому, что для достижения его лавировкою потребовалось бы значительное время. Оставалось одно: при помощи Божьей положиться на хорошие качества нашего ковчега.
Установив шхуну на наивыгоднейшем курсе, мы продолжали плавание в тревожном ожидании исхода погони. Луна быстро катилась между волнистыми облаками; бледные лучи ее всею своею массою освещали нас, между тем как гонящееся судно было, относительно в тени и имело на своей стороне всю выгоду следить за нашими движениями. Впрочем, как ни неблагоприятно было для нас это обстоятельство, оно в то же время вероятно помешало второму из неприятельских судов, во время пуститься на пересечку нашего курса; это последнее, по примеру своего предшественника, прошло за корму и там уже поворотило за нами. Число преследователей увеличивалось.
Во втором часу погони, шхуна вбежала в полосу затишья, и преследователи видимо ее настигали, но, к счастью, это продолжалось только короткое время. Минут через десять шхуна вышла из тихой полосы, в которую теперь попали в свою очередь и неприятели. Не будучи в состоянии по выходу из затишья вскоре получить прежнюю скорость хода, между тем как «Хеда» неслась с обычною легкостью, преследователи стали видимо отставать. Не надеясь, вероятно, в продолжение ночи догнать нас, и имея в виду какую-нибудь более важную цель, они дружно поворотили и стали быстро удаляться от нас:
Так прекратилась погоня и к рассвету, из трех судов, виднелась верхушка рангоута одного, а наступивший в 7 часов туман скрыл и последнее.
По совершенном избавлении от преследования, долетели до нас три выстрела, которые и были приняты за поздравление со счастливым окончанием состязания.
Не понятно почему преследователи наши не сделали ни одного, хотя бы и холостого, выстрела пока мы были еще у них под руками; сходство шхуны «Хеда», по конструкции и вооружению, с американскими шхунами, может быть, было в этом случае одною из главных причин молчания неприятелей, - кроме неожиданности самой встречи, которая могла помешать хладнокровным и рассудительным распоряжениям начальника эскадры и отдельных командиров.
После погони, «Хеда» без особенных приключений достигла Николаевского поста, где и отдыхает теперь от разнообразных опасностей и трудов

А. Пещуров.
«Морской сборник» № 6 апрель 1956 г. том XXII

ПЕЩУРОВ Алексей Алексеевич (1834-1891).


Окончил Морской кадетский корпус с производством 11.8.51 в гардемарины, 13.8.53 - в мичманы.
В 1852-54 выполнял обязанности адъютанта вице-адмирала Е.В. Путятина при плавании на фрегате "Паллада" в Китай и Японию. Составил план Нагасаки, участвовал в описи восточного берега Кореи и залива Посьета. В 1854-55 на фрегате "Диана" сопровождал Путятина в Японию. Участвовал в описи Сангарского пролива, составил планы портов Хакодате, Осака, Симода, бухт Энора, Хеда, Арари, Таго.
В 1855 сопровождал Путятина на шхуне "Хеда" в Николаевск, по Амуру и через Сибирь в Санкт-Петербург. На Амуре выполнял астрономические наблюдения и промеры. В 1855-57 состоял при Путятине в Кронштадте, Англии и на Амуре.
В 1857 году участвовал в миссии графа Е.В. Путятина в Пекин для заключения мирного договора между Россией и Китаем, по которому были определены границы между странами. В ходе миссии экипажем парохода-корвета «Америка», на котором перемещалась миссия, был открыт и описан залив святой Ольги. Одному из мысов залива было присвоено имя Пещурова.
В 1857-60 - агентом по заказам Морского Министерства в Англии и Франции. В 1860, командир клипера "Гайдамак", перешел из Англии на Дальний Восток, где в 1861 руководил описью залива Восток. В 1863-64 состоял в Тихоокеанской эскадре контр-адмирала А.А. Попова в Сан-Франциско, после чего прибыл в Кронштадт. В 1866 командирован в Англию для ознакомления с броневым судостроением. 14.10.67 в ранге специального правительственного комиссара подписал в Ново-Архангельске протокол о передаче русских владений в Америке США. 11.11.68 произведен в капитаны I ранга с назначением вице-директором Канцелярии Морского Министерства 31.3.74 произведен в контр-адмиралы 1.1.75 назначен директором Канцелярии Морского Министерства, 30.8.78 - в свиту Его Императорского Величества, 14.1.80 - товарищем управляющего Морского Министерства, 23.6.80 - управляющим Морского Министерства, 11.1.82 - Гл. командиром Черноморского Флота и портов и военным губернатором г.Николаева с производством в вице-адмиралы, 1.1.86 - Главный командующий флота и портов Черного и Каспийского морей с оставлением в должности военного губернатора г.Николаева, 3.8.90 - член Госсовета. В 1883-88 содействовал выполнению программы строительства броневых судов. Умер 8.10.1891.

Подготовил Роман Тарасов




 

Мыс Пещурова

Мыс Пещурова на карте

Мыс Пещурова

Страничка из "Морского сборника" с заметкой А.А. Пещурова

Мыс Пещурова

Мыс Пещурован на фото.

Мыс Пещурова

А.А. Пещуров

 Мыс Пещурова

Копия страницы из рапорта В.С. Завойко о событиях 1855 года с описанием путешествия "Хеды".

Мыс Пещурова

Шхуна "Хеда" у берегов Камчатки. Художник-маринист Валерий Шиляев.

 



  • Восстановлен исторический крест
  • Судьба кораблей-близнецов
  • Краеведы нашли бомбу XIX века
  • Барон Остен – Сакен: имя стертое с карты
  • Поселку Ольга исполняется 153 года
  • Добавление комментария
    Включите эту картинку для отображения кода безопасности
    обновить, если не виден код
    Введите проверочный код в форму.
    Если символов не видно, нажмите на картику для её обновления.