www.dalnegorsk.ru
Новости Администрации города Решения Думы ДГО
This is an example of a HTML caption with a link.
: : Разделы сайта : :
: : Календарь : :
«    Май 2017    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031 
: : Друзья : :

Обратная связьСвязь с администрацией

: : Это интересно : :

Аэропорты Дальнегорска и Кавалерово были основаны 70 лет назад 70 лет назад, 1 ноября 1943 г приказом начальника Дальневосточного управления гражданской авиации в приморских поселках Кавалерово и Тетюхе (ныне г.Дальнегорск) были образованы аэропорты местных воздушных линий. Однако причиной их появления стало не развитие пассажирских перевозок.



Память о боевом братстве 95 лет назад, в октябре 1922 года, из Приморья за рубежи Родины эвакуировались остатки белогвардейских войск, беженцы из центральной России, политические эмигранты. Так завершилась Гражданская война на Дальнем Востоке. События тех давних лет до сих пор не до конца раскрыты и оценены. Слишком много утеряно, не было задокументировано либо скрывалось по политическим соображениям. Усилиями ольгинских краеведов и Ассоциации корейских организаций в Приморском крае были восстановлены и представлены общественности 35 имен русских и корейских партизан, участвовавших и погибших в тех давних боях. Среди них – тетюхинец Фрол Лавренов, третий номер пулеметного расчета, погибший во время атаки каппелевцев в ноябре 1921 года.

К нам приплыли сивучи! Дальнегорский дайвер и подводный фотограф Андрей Шпатак встретил и сфотографировал на побережья Японского моря крупных морских животных, морских хищников сивучей.
Вот как он сам описывает встречу:

Аэропорты Дальнегорска и Кавалерово были основаны 70 лет назад

70 лет назад, 1 ноября 1943 г приказом начальника Дальневосточного управления гражданской авиации в приморских поселках Кавалерово и Тетюхе (ныне г.Дальнегорск) были образованы аэропорты местных воздушных линий. Однако причиной их появления стало не развитие пассажирских перевозок.

Аэропорты Дальнегорска и Кавалерово были основаны 70 лет назад

 

Для правильного понимания юбилейной даты совершим путешествие более чем на 100 лет назад в почти центр уссурийской тайги и горной страны Сихотэ-Алинь. С 1900 г в Приморье пошла т.н. 3-я волна переселенцев из центра России. Если переселенцы из 1-й волны (1861-1881 гг) прибывали в Приморье по морю и создавали в основном села в прибрежной зоне, то переселенцы 2-й волны (1881-1900 гг) стали осваивать и центральные горные районы края, где со времен империи Алтун осталось редкое удэгейское население. С 1900 г процесс заселения русскими людьми центральных, горных и лесистых районов Приморья получил новый импульс в т.ч. и благодаря сдаче в эксплуатацию в 1897 г железной дороги между Владивостоком и Хабаровском и началом пассажирских перевозок между этими городами.

В 1897 г в одном из горных распадков Сихотэ-Алиня на удалении 50 км от береговой черты Тихого океана был основан поселок Тетюхе, с 1972 г ставший городом Дальнегорском. Причиной его появления стало открытие экспедицией горного инженера С.В. Масленникова уникальных полиметаллических месторождений. Уже в 1903 г организованная Юлиусом Бринером - почетным жителем Владивостока, российским подданным швейцарского происхождения специальная контора приступила к разработке тетюхинского рудника. Главное подземное богатство – свинцово-цинковая руда в высокой концентрации + значительные примеси олова, серебра и даже золота. Сообщение Владивостока с рудником тогда шло по морю до пристани Тетюхе (ныне п.Рудная Пристань) на берегу Тихого океана, а уже от пристани по грунтовой дороге все необходимое шло в поселок и на рудник.

 

Аэропорты Дальнегорска и Кавалерово были основаны 70 лет назад

 

В 1910 г в 60 км юго-западнее рудника Тетюхе в долине реки Зеркальной уроженец Воронежской губернии и георгиевский кавалер Федор Пополитов основал поселок Кавалерово. К тому времени геологи вынесли заключение о несметных полиметаллических богатствах окрестностей реки Зеркальной, а из Уссурийска через Осиновку, Семеновку (ныне г.Арсеньев), Чугуевку в сторону Кавалерово и Тетюхе медленно, но верно стали пробивать через хребты Сихотэ-Алиня грунтовую дорогу.

Революция, гражданская война и интервенция прервали мирный труд россиян в Уссурийской тайге. После изгнания японцев и белогвардейцев в октябре 1922 г началось восстановление экономики края. С 1916 г Транссиб работал на всем протяжении, грузы из центра страны теперь везли по железной дороге. От железной дороги между Владивостоком и Хабаровском в глубь края пробивались пока еще грунтовые автотрассы. В 1934 г железнодорожная ветка до Сучанских угольных копей (ныне г.Партизанск) была доведена до порта Находка с перекладкой узкой колеи на широкую. В 1928 г началось создание дальневосточной гражданской авиации. В 1930 г заработал аэропорт в Хабаровске, в 1932 г – аэропорты в Имане (ныне Дальнереченск) и Владивостоке. С 1934 г По-2 начинают перевозки пассажиров и почты по югу Приморья. В 1936 г на севере края в глухой тайге открылся аэропорт рудника Сидатун (ныне с.Мельничное). В 1938 г аэропорты МВЛ заработали в Ольге и Тернее. Провокация японских милитаристов у озера Хасан резко подстегнула строительство железных дорог. В авральном порядке в 1938-41 гг были построены ветки Барановский – Хасан, Смоляниново – Дунай, Манзовка (ныне Сибирцево) – Чугуевка. Уже в то время железнодорожники предложили дотянуть ветку от Чугуевки до п.Ольга на берегу Тихого океана, т.е. всего в 50 км южнее Кавалерово. Но мирный труд опять прервала война.

Война потребовала резкого увеличения выпуска необходимых для ведения военных действий металлов – железа, свинца, олова, цинка и т.д. Почти вся европейская часть СССР с ее профильными предприятиями оказалась в зоне боевых действий. В Сибири предприятий-дублеров в то время почти не было + из-за войны начался грандиозный процесс эвакуации предприятий в Сибирь. Встал вопрос об увеличении мощностей и открытии новых производств на востоке страны. В стратегическом списке оказались и рудники Тетюхе и Кавалерово. Если рудник Тетюхе (Дальнегорск) стали разрабатывать еще до революции, то к освоению полиметаллов в окрестностях Кавалерово приступили только после гражданской войны и интервенции. К 1941 г расположенные в горах Сихотэ-Алиня в 60 км друг от друга поселки Кавалерово и Тетюхе по меркам того времени можно было назвать «производственным комплексом». Еще один свинцово-оловянный рудник в советское время заработал в удэгейском селе Сидатун (ныне с.Мельничное) в другом районе Приморья. Т.о. в Приморье к 1941 г была налажена добыча свинца, олова и частично цинка, но из-за удаленности от железной дороги с началом войны возникла проблема доставки. Да, можно было на грузовиках по грунтовкам почти 1000 км везти до Владивостока и там перегружать на поезда. Да, с рудников можно было по грунтовке вывозить концентрат на берег Тихого океана (всего-то 50 км от Тетюхе) и далее вдоль побережья Приморья на баржах до Владивостока. Все это можно было сделать, но… в мирное время. А во время войны японские подлодки могли без проблем эти караваны до Владивостока топить. А зимой горные перевалы были закрыты снегом….

 

Аэропорты Дальнегорска и Кавалерово были основаны 70 лет назад

 

С позиции сегодняшнего дня принятое тогда решение может показаться даже безумием, но тогда была война и не было «эффективных менеджеров». Приказом начальника Дальневосточного УГА 1 ноября 1943 г было предписано создать посадочные площадки Кавалерово и Тетюхе-Горбуша. Но не для почтово-пассажирских перевозок, а для вывоза на самолетах руды к железной дороге. Приказ ДВ УГА фактически узаконил начавшееся чуть раньше строительство этих объектов, которые, кстати, хотели построить еще до войны. С конца 1943 г и до завершения войны с Японией маломощные перкалевые этажерки По-2 выполняли над горами Сихотэ-Алиня несколько ежедневных рейсов по маршрутам Кавалерово – Сидатун – Иман (ныне г.Дальнереченск) и Тетюхе – Сидатун – Иман. В роли пассажиров выступали мешки со свинцово-оловянным концентратом. На железнодорожной станции Иман спецгруз помещали в вагоны и отправляли на заводы в Комсомольск-на-Амуре, Забайкалье и в Сибирь. Спустя годы была рассекречена статистика: в годы войны каждая 3-я пуля в СССР была отлита из приморского металла. Про использование приморского свинца, олова, цинка, серебра в приборостроении и судостроении – это отдельная тема.

Сидя за компьютерами в теплых квартирах, попытайтесь пошевелить мозгами и представить сложность тех рейсов. Перкалево-фанерный По-2. Движок в 100 л.с. Фанерный 2-лопастный винт. Открытая кабина. В эту этажерку загружают мешки со свинцовым и оловянным концентратом. Пилот взлетает с горного аэродрома со сложным ветровым режимом и без радиосвязи и приборов летит над горами Сихотэ-Алиня к железной дороге. Летом на горных аэродромах +40С, зимой до -50С. Открытая кабина в полете продувается по самое некуда. Пилот летит о очках, кожанке и шлеме. Внизу проплывают узкие и извилистые речные долины горной страны Сихотэ-Алинь. Запасных посадочных площадок нет. При аварийной посадке придется тупо падать в мощный кустарник в речных долинах. Сесть на воду в горных буйных речках не получится. Сложные и мощные ветровые потоки в любой момент могут затянуть самолет на горы. По тайге гуляет много хищников, боекомплекта в выданном пистолете может не хватить. И т.д. и т.п. Еще замечу, что бензин на рудник Сидатун доставляли в прямом смысле на горбах – людских и человеческих. В Кавалерово и Тетюхе шли хоть какие-то грунтовки и рядом была пристань, а вот Сидатун как промежуточная площадка и второй рудник был в центре тайги.

 

Аэропорты Дальнегорска и Кавалерово были основаны 70 лет назад

 

На карте эта «дорога жизни» показана красным пунктиром. Крупным планом здесь

http://img-fotki.yandex.ru/get/9554/23175410.d5/0_89e5b_71a9c219_orig

Сейчас никто в таких условиях не стал бы летать, а тогда летали. Потому что жили завтрашним днем и верили, что «Наше дело правое, мы победим». И завтрашний день пришел. С победой и бурным развитием таежного горнорудного комплекса.

В феврале 1954 г в Приморье началась базовая эксплуатация Ан-2. Через месяц новый самолет улетел в Иман и Рощино для работы с геологами. А еще через пару месяцев появился в Кавалерово и Тетюхе. Через год на Ан-2 из Владивостока в эти поселки начались регулярные пассажирские рейсы, просуществовав до 1995 г. В 1955 г Владивосток начал базовую эксплуатацию вертолета Ми-4. Первый заказ на необычную машину поступил от геологов Рощино, а через пару месяцев вертушка ушла на работу в Кавалерово и Тетюхе.

С конца 50-х годов прошлого века в Кавалерово и Тетюхе благодаря появлению Ан-2 и вертолетов начались масштабные стройки объектов горнорудной промышленности, резко возросло население этих поселков. Из-за расширения поселка аэропорт Тетюхе-Горбуша в 1960 г был закрыт (ныне это микрорайон г.Дальнегорска), а на западной окраине в дачном массиве построили новый аэропорт Горелый. Тогда же он первым в крае получил бетонную ВПП 430 м под Ан-2.

Экономика Кавалеровского района в советский период определялась деятельностью градообразующего предприятия - Хрустальненского горно-обогатительного комбината, который вёл добычу и обогащение оловянной руды. ХГОК включал в себя шесть рудников («Хрустальный», «Центральный», «Силинский», «Высокогорский», «Юбилейный», «Арсеньевский»), три обогатительные фабрики (ЦОФ, или ОФ № 1 — посёлок Фабричный, ОФ № 2 — посёлок Рудный, ОФ № 3 — посёлок Высокогорск), сейчас предприятие закрыто. Также работали лесхоз и авторемонтный завод, завод железобетонных изделий. Смотрим внимательно на карту:

 

Аэропорты Дальнегорска и Кавалерово были основаны 70 лет назад

 

Вокруг основного поселка Кавалерово разместились рудничные поселки. Красной точкой указан аэропорт.

В экономике Тетюхе (ныне г.Дальнегорск) и района тон тоже задавали горняки: ПО «Дальполиметалл» (основанный в 1897 г рудник Тетюхе) и открытое в 1965 г ПО «Бор», ставшее крупнейшим в СССР производителем боросиликатов, борной кислоты и т.п. Население Кавалерово и района к 1970 г перевалило за 60 тысяч, в Дальнегорске жило более 65000 человек без учета населения района. Вместе с ростом населения и производства росло и число рейсов. К началу 70-х годов в Кавалерово и Дальнегорск из Владивостока выполнялось по 5 ежедневных рейсов на Ан-2. На нем же выполнялся ежедневный рейс Уссурийск – Арсеньев – Кавалерово – Дальнегорск – Терней. Через Дальнегорск на Ан-2 выполнялись транзитные рейсы Ан-2 из Владивостока в Терней и села Тернейского района. В 1958-73 гг Владивостокский ОАО осуществлял базовую эксплуатацию Ли-2, но для этого самолета аэропорты в Кавалерово и Дальнегорске были недоступны из-за расположения в узких горных долинах и сложных схемах заходов и взлетов.

  

Аэропорты Дальнегорска и Кавалерово были основаны 70 лет назад

 

Для примера посмотрите на Дальнегорск со спутника. Красной точкой указан аэропорт Горелый.

В январе 1971 г Владивостокский ОАО начал базовую эксплуатацию Як-40. Именно этот реактивный минилайнер перевернул представление о местных воздушных линиях и стал летать туда, куда до него мог сунуться только Ан-2. Самым же ярким событием в освоении Як-40 в 70-е годы можно назвать начало его полетов в горняцкий поселок Кавалерово. Сложный горный рельеф не позволил строить аэродром в Дальнегорске, поэтому было решено реконструировать аэродром в Кавалерово. В выборе места под аэродром учитывали еще и то обстоятельство, что из Kaвaлepoвo до Дальнегорска и Ольги всего 2 часа езды на автобусе. Горнорудные гиганты двух районов в прямом смысле «сообразили на троих», полностью профинансировав строительство полноценного аэропорта в Кавалерово под прием Як-40. В 1973 г на объекте начались строительные работы.

 

Аэропорты Дальнегорска и Кавалерово были основаны 70 лет назад

 

Новый перрон был перенесен к автотрассе. Грунтовую ВПП 500 х 40 м превратили в асфальтовую ВПП 1300 х 40 м с прежним расположением курса. От ВПП к асфальтовому перрону на 6 стоянок под Як-40 или Ан-24 отвели асфальтовую РД. В таком виде первая очередь аэропорта была запущена в эксплуатацию. 30 декабря 1976 г. Як-40 под командованием пилота 1 класса Н.Е.Измайлова впервые совершил посадку на новую 1300-метровую ВПП Кавалеровского аэропорта, а со 2 января 1977 г. начал перевозки пассажиров между Владивостоком и Kaвалерово. В начале 1978 г. реактивный лайнер соединил Kaвалерово с Хабаровском. Из Дальнегорска и Ольги к прибытию самолетов подстыковали автобусы. Тем временем шло строительство объектов второй очереди. ВПП оборудовали светосигнальной системой и даже посадочным локатором. В 1979 г сдали в эксплуатацию капитальный аэровокзал на 50 пассажиров в час. Кроме того, аэропорт получил гараж, грузовой склад, мастерскую, систему централизованной заправки ВС топливом, радиоцентр, новый капитальный КДП.

 

Аэропорты Дальнегорска и Кавалерово были основаны 70 лет назад

 

Удобство авиалинии привело к тому, что если в 1977 г. из Владивостока в Кавалерово было отправлено 31513 человек, то в 1978 г. уже 54561. В расписании местных линий Владивостокского авиапредприятия кавалеровское направление с 1977 г. традиционно занимало 1 место: 4 ежедневных рейса зимой, весной и осенью и 6 ежедневных - летом, плюс дополнительные. Как итог 39923 отправленных пассажира в 1980 г., 42049 - в 1981 г., 44710 - в 1982 г., 37061 в 1983 г., 44049 в 1984 г.; 43132 - в 1985 г. Это только отправленные и только по штатному расписанию. С учетом многочисленных дополнительных рейсов Як-40 + рейсов Ан-2 + заказных рейсов Ан-2 и вертолетов аэропорт в Кавалерово пропускал более 100 тысяч пассажиров ежегодно.

 

Аэропорты Дальнегорска и Кавалерово были основаны 70 лет назад

 

При 6 местах на перроне пара Як-40 была привычной картиной. Официально аэропорт работал с 8 до 20 ч. За это время каждые 30 минут в аэропорту садился или взлетал Як-40. И это в аэропорту МВЛ! Хорошее оборудование аэродрома и, как следствие, высокая регулярность полетов, 40-минутный полет, дешевизна билетов (12 рублей) в прежние годы, 3 крупных населенных пункта, пользовавшихся услугами авиации - все эти причины благоприятно отразились на развитии Кавалеровского аэропорта. Бонусов добавляла и горная долина, в которую не мог пробиться океанский туман.

 

Аэропорты Дальнегорска и Кавалерово были основаны 70 лет назад

 

Аэропорты Дальнегорска и Кавалерово были основаны 70 лет назад

 

Аэропорт в Дальнегорске из-за сложного рельефа до 1992 г работал только с Ан-2 и вертолетами. В конце 1991 г его весьма изношенная ВПП была чуток изменена по курсу и удлинена с 430 до 580 м. Перед майскими праздниками 1992 г Ан-28 (в ВОАО был на базовой эксплуатации в 1990-95 гг) выполнил первый регулярный рейс с пассажирами из Владивостока в Дальнегорск.

 

Аэропорты Дальнегорска и Кавалерово были основаны 70 лет назад

Вот вид аэродрома сверху

 

Хорошо видны старая и новая ВПП

А это май 1992 г и второй рейс Ан-28 в Дальнегорск

 

Аэропорты Дальнегорска и Кавалерово были основаны 70 лет назад

 

Аэропорты Дальнегорска и Кавалерово были основаны 70 лет назад

 

Смертоносное дыхание лихих 90-х лучше всего можно проследить по судьбе аэропортов МВЛ Приморья. До 1992 г их было 48. В Дальнереченск, Кавалерово, Уссурийск, Ольгу, Пластун, Единку летал Як-40 (для полетов в остальные города Як-40 использовал заводские и военные аэродромы). В Дальнегорск, Терней, Малую Кему, Амгу, Единку летал Ан-28. В Рощино, Дальнереченск, Арсеньев, Спасск, Единку летал Л-410 из Хабаровска. В остальные летал Ан-2 и вертолеты. Каждый световой день в приморском небе стрекотало не менее полусотни Ан-2 и столько же вертолетов. В 1992 г начался процесс ликвидации аэропортов МВЛ. Первыми под удар попали грунтовые аэродромы в дальних таежных селах. Дальнегорск продержался до 1995 г, когда были прекращены регулярные рейсы Ан-28 и одновременно стали списывать Ан-2. На сегодня аэропорта в Дальнегорске нет. Здание вокзала ушло в «частную собственность», а ВПП используется для автогонок или свадебных фотосессий.

Аэропорту в Кавалерово повезло больше. Базовая эксплуатация Як-40 в Приморье завершилась только в декабре 2012 г. За 20 лет, с 1992 по 2012 г количество рейсов было сокращено с 6 ежедневных до 1-2 в неделю. Состояние аэропорта в 2010 г можно видеть здесь http://fotki.yandex.ru/users/udva/album/113127/

А здесь

http://www.youtube.com/watch?v=fA2YjkwFZuY

http://www.youtube.com/watch?v=-QBwWyJporM

шикарное видео, позволяющее лучше понять историю.

Как и эти фото

 

Аэропорты Дальнегорска и Кавалерово были основаны 70 лет назад

 

 

Аэропорты Дальнегорска и Кавалерово были основаны 70 лет назад

На фото хорошо виден посадочный локатор

 

Аэропорты Дальнегорска и Кавалерово были основаны 70 лет назад

 

Аэропорты Дальнегорска и Кавалерово были основаны 70 лет назад

 

А здесь хорошо видна система ЦЗС

 

Аэропорты Дальнегорска и Кавалерово были основаны 70 лет назад

И здесь

 

Аэропорты Дальнегорска и Кавалерово были основаны 70 лет назад

 

На следующих двух фото на заднем плане видны 2 дома. Они построены в 1943-45 гг, это и были первые строения аэропорта

 

Аэропорты Дальнегорска и Кавалерово были основаны 70 лет назад

 

Аэропорты Дальнегорска и Кавалерово были основаны 70 лет назад

 

Величественные руины былого кавалеровского горнорудного могущества можно увидеть здесь http://barnas.livejournal.com/74987.html

На сегодня аэропорт в Кавалерово принимает только вертолеты. Ми-8 раз в неделю летает с пассажирами по маршруту Владивосток – Кавалерово – Пластун. Кроме него Ми-8 прилетают заказными рейсами разных ведомств. Пассажирских самолетов в крае сегодня нет.

На днях с удивлением обнаружил вот эту новость

http://primamedia.ru/news/primorye/30.10.2013/312057/perviy-samolet-dlya-mestnih-aviaperevozok-v-primore-priobretut-v-etom-godu.html

Видимо, пример Камчатки и Хабаровска возымел какое-то действие. Там Л-410 эксплуатировались с 1983 г. В лихие годы машины списали по выработке ресурса и только в последние годы стали за счет казны закупать новые. Полеты по МВЛ в тех регионах ожили. Правда, в указанной новости смущают 2 противоречащие фразы:

- мы будем развивать и поддерживать малую авиацию, чтобы жители удаленных сел не чувствовали себя отрезанными от цивилизации

- В Приморье есть много замечательных мест с уникальной природой, и мы покупаем небольшие самолеты для доставки в эти места туристов и жителей края

Вторая фраза может быть ближе к истине, но, на мой взгляд, причина в другом. Сегодня оставшееся в Приморье хоть какое-то производство полностью захвачено московскими кланами. Думаю, что покупка Л-410 продиктована именно бизнес-интересами этих кланов в горных районах Приморья. Вертолетом туда летать долго и дорого, Як-40 снят с производства, а вот Л-410 будет в самый раз. Его еще в 1983 г хотели прописать в Приморье, но МГА зажало тот проект в пользу центра страны. При таком раскладе аэропорт в Кавалерово может получить вторую жизнь. С аэропортом в Дальнегорске сложнее. Аэропорт Горелый мал. В 10 км южнее Дальнегорска есть запасная площадка под ВПП 1500 м, но пока про этот проект молчат. Тем временем население в Кавалерово сократилось с 30 000 до 17 000, в Дальнегорске аналогичное соотношение. Хотелось бы верить в лучшее, но пока верится с трудом.

Закончу пост интересным и мало кому известным историческим фактом. 50 лет назад, в 1963 г композитор Александра Пахмутова была в творческой командировке в Приморье. На Ан-2 она прокатилась на рудничные поселки той «дороги жизни», по которой в 1943-45 гг из Кавалерово и Дальнегорска на По-2 вывозили концентрат к железной дороге. В тех местах родилась знаменитая песня, фразы из которой стали крылатыми:

- в этот край таежный только самолетом можно долететь

- под крылом самолета о чем-то поет зеленое море тайги

- лёту к нам в Таёжный несколько часов

http://andreskin.livejournal.com/23453.html

  • Кубок уехал в Кавалерово
  • Открытый чемпионат Кавалеровского района
  • 15-16 мая, концерт Геннадия Ветрова
  • Междугородний экспресс
  • Бринеровские чтения завершены
  • Добавление комментария
    Включите эту картинку для отображения кода безопасности
    обновить, если не виден код
    Введите проверочный код в форму.
    Если символов не видно, нажмите на картику для её обновления.